22.04.2013

Финансовая отчетность за I квартал 2013 года: новые требования НП(С)БУ 1

Одной из главных новаций отчетной кампании за I квартал 2013 года для бухгалтеров стали новые формы финансовой отчетности. Напомним: 19.03.2013 г. вступил в силу новый Национальный стандарт (положение) бухгалтерского учета «Общие требования к финансовой отчетности», утвержденный приказом Минфина от 07.02.2013 г. № 73. Согласно п. 3 данного приказа новые формы впервые применяются при составлении финотчетности за I квартал 2013 г.

Со вступлением в действие вышеназванного приказа утратил силу приказ № 87, которым были утверждены следующие П(С)БУ:
Что касается Примечаний к финотчетности, то их форма утверждена приказом № 302 и формально остается действующей. Однако предприятия, отчитывающиеся не по МСФО, за I квартал текущего года обязаны представить промежуточную отчетность в составе Баланса и Отчета о финансовых результатах (ч. 1 ст. 13 Закона № 996).
Те же предприятия, которые отчитываются по МСФО, промежуточную отчетность представляют в полном комплекте, т. е. все 5 форм (п. 5 – 8 МСБУ 34). О том, кто обязан применять МСФО в Украине, а также о сложностях, связанных с несоответствием форм Примечаний требованиям МСФО, можно прочитать в статье «Хотели, наверное, как лучше…».

Для субъектов малого предпринимательства (юрлиц с численностью работников до 50 лиц и годовым доходом менее 10 млн. евро (ч. 3 ст. 55 ХКУ)), представляющих формы 1-М, 2-М, а также для плательщиков единого налога и предприятий, соответствующих требованиям п. 154.6 НКУ и представляющих формы 1-МС и 2-МС, бланки и порядок составления финотчетности за I квартал 2013 года не изменились. Как и прежде, такие предприятия составляют финотчетность в соответствии с нормами П(С)БУ 25.

Новый стандарт, в отличие от ранее действовавших, не дает описаний каждой статьи Баланса и Отчета о финансовых результатах. Кроме того, большинство изменений связано с намерением сделать формы финотчетности такими, которые бы соответствовали нормам МСФО. Это вызывает дополнительные трудности у предприятий, которые не применяют международные стандарты, поскольку учет отдельных операций по правилам национальных П(С)БУ не соответствует требованиям МСФО и, следовательно, возникнут трудности с отражением таких операций в новых формах.
Обращаем внимание: Министерство финансов Украины приказом от 28.03.2013 г. № 433 утвердило Методические рекомендации по заполнению форм финансовой отчетности. Материал о содержании отдельных статей Баланса и Отчета о финансовых результатах с учетом требований указанных рекомендаций будет опубликован в ближайшем номере «БУХГАЛТЕР & ЗАКОН».
А сейчас мы коснемся общих изменений в порядке составления финотчетности предприятиями, не отчитывающимися по МСФО.
1. Название форм дополнилось «международным» названием: теперь Баланс называется также «Отчет о финансовом состоянии», а Отчет о финансовых результатах – «Отчет о совокупном доходе».
2. Для предприятий, представляющих консолидированную финансовую отчетность, предусмотрены отдельные формы финотчетности. Их отличие от основных форм – в названиях и наличии нескольких дополнительных строк. В п. 3 р. I НС(П)БУ 1 приведено определение консолидированной финансовой отчетности – это отчетность, которая отражает финансовое состояние, результаты деятельности и движение денежных средств предприятия и его дочерних предприятий как единой экономической единицы. Особенностям составления консолидированного баланса посвящен п. 7 р. 2 НП(С)БУ 1 и, конечно же, профильный П(С)БУ 20.
3. Ранее все строки финотчетности заполнялись в обязательном порядке, а в тех строках, для заполнения которых соответствующие показатели отсутствовали, проставлялся прочерк (п. 11 П(С)БУ 1). Названия и содержание отдельных вписываемых строк регулировались нормами отдельных стандартов (неполный перечень таких строк справочно был приведен в разъяснении Министерства финансов Украины от 20.06.2008 г.).
При составлении новых форм действуют следующие правила: предприятие имеет право не отражать в финотчетности статьи, по которым отсутствует информация (за исключением случаев, когда такая информация присутствовала в предыдущем периоде). Дополнительные строки в финотчетность (приведены в приложении 3 к НП(С)БУ 1) вписываются при условии, что:
• информация существенная1;
• оценка статьи может быть достоверно определена.
____________
1 Существенная информация – информация, отсутствие которой может повлиять на решения пользователей финотчетности. Существенность информации определяется соответствующими национальными или международными стандартами бухгалтерского учета и финотчетности и руководителем предприятия (п. 3 р. I НП(С)БУ 1).
4. Раньше – в утративших силу П(С)БУ 2 – П(С)БУ 5 – было требование о заполнении финотчетности в тысячах гривен без десятичных знаков. Аналогичная норма в НП(С)БУ 1 отсутствует, хотя одним из принципов подготовки финотчетности является то, что измерение и обобщение всех операций в финотчетности должно быть выражено в единой денежной единице (п. 6 р. III НП(С)БУ 1). Вместе с тем обязательное заполнение финотчетности в денежной единице Украины (т. е. гривне) предусмотрено ст. 5 Закона № 996, а в шапке новых форм указано, что заполняются они, как и ранее, в тысячах гривен без десятичного знака.
5. Одним из существенных изменений является новая возможность выбора способа составления отчета о движении денежных средств: по прямому или косвенному методу. В этой связи разработаны две формы данного отчета: Форма № 3 – по прямому методу и Форма № 3-н – по косвенному методу. О нюансах составления отчета о движении денежных средств можно узнать из статьи «Отчет о движении денежных средств: от возникновения до особенностей составления».
6. Еще одним важным моментом является то, что с 01.01.2013 г. вступило в силу Положение бухгалтерского учета «Налоговые разницы», утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 25.01.2011 г. № 27. Согласно р. III данного Положения информация о налоговых разницах должна раскрываться в финотчетности. В свою очередь, согласно п. 2 р. IV НП(С)БУ 1 в финотчетности обязательно приводится информация, раскрытие которой требуют национальные положения (стандарты) бухгалтерского учета или МСФО, а также прочие нормативно-правовые акты Министерства финансов Украины по вопросам бухгалтерского учета. Поэтому, вероятнее всего, такую информацию придется указывать в Примечаниях к финотчетности. Однако предприятия, не отчитывающиеся по МСФО, за I квартал 2013 года информацию о налоговых разницах в финотчетности не отражают, поскольку Примечания не представляются, а в формах баланса и отчета о финансовых результатах отсутствуют необходимые для этого строки.
Напоминаем, что согласно п. 46.2 НКУ плательщики налога на прибыль вместе с налоговой декларацией по налогу на прибыль представляют квартальную (кроме субъектов малого предпринимательства) и/или годовую финансовую отчетность в органы ГНС.
Таким образом, если квартальная налоговая декларация по налогу на прибыль не представляется, подавать квартальную финотчетность в органы ГНС, по нашему мнению, нет необходимости.

автор: Мария Жадовец,
эксперт компании «ЛІГА:ЗАКОН»

Правовой глоссарий:
5. НП(С)БУ 1 – Положение (стандарт) бухгалтерского учета 1 «Общие требования к финансовой отчетности», утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 07.02.2013 г. № 73.
7. П(С)БУ 20 – Положение (стандарт) бухгалтерского учета 20 «Консолидированая финансовая отчетность», утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 30.07.99 г. № 176.
8. П(С)БУ 25 – Положение (стандарт) бухгалтерского учета 25 «Финансовый отчет субъекта малого предпринимательства», утвержденное приказом Минфина Украины от 25.02.2000 г. № 39.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Вы можете оставить комментарий